Как много в этой фразе. С ней вырос я и многие поколения нашей страны. Не знаю, как в других местах — могу рассуждать лишь о совсем доме. И рассуждать аккуратно, потому что это не попытка обвинить кого-то — обвинения вызывают лишь яростное отрицание и защиту. Но попытка подумать, как жить дальше, как жить иначе.
⠀
Не высовывайся — сбереги, что есть. Вот и сейчас твердит моя пожилая любимая мама: «Ну зачем тебе это всё? Ты сделаешь себе только хуже! Надо радоваться, что удалось уехать, крепко держать то, что у тебя осталось!» Вот только у меня ничего нет, кроме попыток построить свою жизнь заново в прекрасном, но чужом мире. Чужим его делаем в том числе мы сами. И в этом страхе рискнуть быть честным с собой и сломать привычный ход вещей похоронено наше будущее. Так мне видится.
⠀
Не высовывайся — кому всё это нужно? Неужели непонятно, что пока ты продолжаешь стоять на обочине и размахивать палкой, всё дальше уезжает караван привычной и нормальной жизни? Беда в том, что щупальца прошлого обвили мои ноги. И пока не разберусь с этим, я вряд ли смогу двинуться дальше. А если оглянуться, окажется, нас здесь много таких же, не замечающих друг друга в пылу битвы с реальностью.
⠀
Не высовывайся — обязательно найдется тот, кто обвинит тебя и скажет, насколько ты неправ. И пускай. Годы в благотворительности закалили меня в срачах. Научили быть готовым к хейту от знающих, как лучше, но ничего не делающих. Поиск объекта для критики и крика в качестве базы для собственной неустойчивой жизни, вместо поиска точки для объединения и поддержки — дорога в тупик. По крайней мере, если мы хотим поменяться как люди, как нация.
⠀
Не высовывайся — у тебя ничего не получится. Это ошибка. Ты разобьешься. Высунуться — шанс отрефлексировать свою жизнь и переживания. В попытках убежать из нищеты я, многие из нас, договаривались с собой и делали так, как безопаснее и тише, а не как казалось правильным и желанным. Не всё было ошибкой. Скорее наоборот — страх ошибиться не давал сделать больше и лучше. Что ж, снова здравствуйте! Когда ты опять в точке ноль и нечего терять, возможно, легче попробовать иначе и с полной ответственностью начать делать так, как велят сердце и душа.